Design/Consulting/Decor

Словарь

Chinoiserie

Шинуазри́, шинуазери́ (от фр. chinoiserie), дословно китайщина — использование мотивов и стилистических приёмов средневекового китайского искусства в европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, костюме, в оформлении садово-парковых ансамблей XVIII века.

Фрагмент- Китай

Фрагмент- Китай

 

Подлинный китайский интерьер

Подлинный китайский интерьер

«Китайский стиль», или, по-французски, шинуазри, получил своё развитие, как «ветвь» стиля рококо. Художники, работавшие в этом направлении, создавали изящные и несерьёзные пасторальные картины. Персонажами подобных «китайских» сюжетов были императоры, их наложницы, танцоры и воины.
Художники рококо не преследовали цель показать жизнь в её реальном воплощении: их мир был достаточно иллюзорен и имел с действительностью мало общего.
Китай на полотнах Франсуа Буше, скорее, похож на Версаль Людовика XV — главного заказчика подобных картин.

Автор Франсуа Буше

Автор Франсуа Буше

Автор работы Франсуа Буше

Автор работы Франсуа Буше

Спонсором фарфорового производства во Франции была фаворитка Людовика XV — маркиза де Помпадур.

Мадам де Помпадур

Мадам де Помпадур

 

Она же была большой поклонницей шинуазри в живописи: по её заказу Франсуа Буше создал серию картин на «китайскую тему».

image
С возникновением интереса к чаепитию, в дворцово-парковых ансамблях стали появляться уникальные сооружения под названием «чайные домики» или китайские павильоны. Едва ли не первым опытом такого рода была выстроенная в XVII веке Китайская деревня при Дроттнингхолмском королевском дворце в окрестностях Стокгольма. Подобные сооружения захотели иметь и другие государи Европы.В 1762 году британский архитектор Уильям Чэмберс возвёл ради развлечения публики грациозную 50-метровую Большую пагоду в Королевском ботаническом саду близ Лондона.

Та самая башня в стиле шиноазери

Та самая башня в стиле шиноазери

Одним из ярчайших образцов «чайного домика» является павильон в Сан-Суси, резиденции Фридриха Великого (архитектор И. Г. Бюринг, скульптор И. П. Бенкерт).

Чайный домик в Сан-Суси

Чайный домик в Сан-Суси

Во всей красе, один из самых ярких примеров, ставших столь модными, чайного домика.

Во всей красе, один из самых ярких примеров, ставших столь модными, чайного домика.

 

Круглый в плане, китайский домик «населён» позолоченными «китайцами». Они встречают посетителя прямо у входа, как бы приглашая выпить с ними чаю. Изваяния выполнены в полный рост, одеты в фантазийную восточную одежду и имеют вполне европейские черты лица. «Китайцы» живут своей «жизнью»: мы застаём их во время трапезы. Внутреннее пространство павильона также изобилует сценами из восточной жизни — живописные композиции украшают стены и потолок. Особенно удивительны «китаянки» — полнотелые и массивные, они больше напоминают придворных дам, нежели стройных китайских танцовщиц.

В России увлечение китайским стилем воплотилось в создании Китайского Дворца в Ораниенбауме.

 

Ораниенба́ум — дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива в 40 км к западу от Санкт-Петербурга. Находится на территории г. Ломоносова и включает в себя дворцы и парки XVIII века.

Ораниенба́ум — дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива в 40 км к западу от Санкт-Петербурга. Находится на территории г. Ломоносова и включает в себя дворцы и парки XVIII века.

imageimageimage

Китайский дворец создавался в 1762—1768 годах под руководством архитектора Антонио Ринальди. В 16 залах из 17 до сих пор остались подлинные паркеты XVIII века. Уникальность дворца состоит в том, что в нём сохранились подлинные интерьеры. Ринальди вообще слыл мастером псевдокитайского стиля. Для размещения гостей императорской резиденции в Царском селе он срисовал с принадлежавшей императрице гравюры и построил целую Китайскую деревню, в состав которой вошли, помимо самих домиков, ряд причудливых мостиков в восточном духе и даже шутливая имитация пагоды. Неподалёку был расположен Китайский театр, в котором давал для русского двора премьеры своих новых опер прославленный композитор Джованни Паизиелло. Театр сгорел во время Великой Отечественной войны и с тех пор не восстанавливался.

Параллельно с произведениями живописи, возникают изящно выполненные шпалеры и ширмы в стиле шинуазри. По композиции и колориту эти произведения декоративно-прикладного искусства полностью повторяют аналогичные картины. Китайские узоры нашли применение и в обойном производстве.
Изобразительные приёмы шинуазри широко использовались при создании вееров и зонтиков от солнца. Пришедшие из Китая, эти аксессуары стали незаменимы в аристократическом и буржуазном быте XVIII столетия.
Фарфоровая посуда, табакерки, вазы также украшались узорами «под Китай».
Именно в это время возникает мода на «китайские фонарики».

imageimageimageimageimage

В 1765 году Томас Чиппендейл выполнил проект нового оформления парадной спальни в государственной резиденции Ностелл Прайэри в Йоркшире в китайском стиле. Он создал мебельный гарнитур с зеленым лаком, декорированный китайскими пейзажами и фигурами, а также зеркальной рамой, изобразив мифическую птицу хо-хо и китайскую пагоду.

Настоящий китайский лак был европейцам недоступен: его хотя и привозили, но при транспортировке он портился, так что мебельщики воссоздавали технику иными способами. Европейская мебель того времени, сделанная в китайском стиле, часто «японизировалась». Широко известная книга Джона Стокера и Джорджа Паркера «Трактат по японизму» («A Treatise of Japanning, 1688») содержала конкретные советы по лаковой технике и рисунки шинуазри, которые широко копировались в то время.
В 1750-е годы изделия в китайском стиле начали приобретать новые и еще более экзотические формы декора. Такие дизайнеры, как Томас Чиппендейл, Инс, Мэйхью публиковали рисунки для «китайской» мебели, включая стулья с ажурными решетчатыми спинками и поперечными планками в форме пагод. Мотив пересекающихся палок постоянно появляется в образцах мебели, приводимых в чиппендейловском «Director»: на спинках стульев, проножках, дверцах книжных шкафов, кроватных досках и каминных аксессуарах. В основе некоторых из этих элементов лежат мотивы подлинно восточной мебели, но в отличии от предназначенных европейцам китайских изделий эта продукция составляла часть европейской идеи — шинуазри XVIII века. По мере усиления торговых контактов с Дальним Востоком рисунки становились более точными. Популярность шинуазри сохранялась и в конце XVIII века и в XIX столетии, но пик интереса к подобной стилистике пришелся, все же, на середину XVIII века. Многие предметы мебели украшались тогда декоративными панелями; полностью лаковые или японизированные образцы классицизма встречаются редко.
Главным цветом английских лаковых изделий были черный, красный, желтый, зеленый, коричневый, цвет черепахового панциря и гораздо реже синий. Хотя «китайщина» была в большой моде, изделия европейского происхождения обычно декорировались в расчете на европейские вкусы. Мастера скорее вдохновлялись иноземными мотивами, китайскими или японскими, нежели копировали их. Учитывая стилевые различия, легко различить оригинальные произведения восточной мебели XVIII столетия и европейские интерпретации лаковых изделий и шинуазри.

В период Модерна «проводником» китайских и японских мотивов в «новом стиле» был английский коммерсант С. Бинг. В 1876 г. он открыл в Париже магазин «Ворота в Китай» (франц. «La Porte Chinoise»), в котором рядом с подлинными восточными изделиями продавались стилизации молодых французских художников.

В 20 веке в Америке стало принято украшать минималистичные интерьеры предметами “в китайском стиле”. В фильмах 30-40 годов можно часто встретить фигурки собак, расписные шкафы, бамбуковые стулья и лампы в виде фарфоровой китайской вазы.
Кроме тканей стены декорировались также лаковыми панно, как плоскостными расписными, так многослойными резными.
Использование в отделке полных символического смысла изображений драконов и змей, фениксов и птиц, картины пиров и охоты, а также пейзажных набросков и иных экзотческих мотивов являлось еще одной из отличительных черт этого стиля. Изображения носили зачастую и благопожелательный характер: цветущее персиковое дерево или скала — пожелание долголетия, летучие мыши — счастья, цветы пиона — знатности, дракон — власти. Текстиль не менее важен. Он может быть подобран к обоям в духе шинуазри. Ткани чаще всего шелковые, ведь именно китайский шелк так поразил европейцев в своё время. Ткани обязательно должны быть украшены вышивкой или просто рисунком. Чаще всего это все те же стилизованные природные мотивы.

Дизайнер Келли Уирстлер возрадила моду на Шинуазри в интерере.

imageimage image image


Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

%d такие блоггеры, как: